Новейшая технология, разработанная зарубежном может получить распространение на территории Российской Федерации. Посредством данной системы банковские структуры будут гораздо быстрее оценивать платёжеспособность заёмщика, возможно даже исключится вариант предоставления справок о доходе.
Всемирная интернет сеть социального характера - Facebook, в начале текущего месяца 2015 года запатентовала уникальную систему, посредством которой можно будет определить платёжеспособность соискателя на получение кредита, посредством оценки списка его друзей в данной сети.
Сама идея рассчитать платёжеспособность соискателя по "качественности" его друзей является не уникальной. Уже очень давно в финансовой сфере существует такое понятие как "риск связанности" - affinity risk. Что из себя представляет данный параметр?
Допустим у нас есть каменщик Фёкл. В основном, представители редких ремесленных работы являются отличными заёмщиками, в силе уникальности своей профессии и отличных гонораров они имеют постоянный доход, кроме того категория данных людей редко идёт на риски, такие как растрата денег в казино или игра на тотализаторе. Соискатель Фёкл именно из такой категории. Следовательно, круг его знакомых и друзей будет состоять из людей схожих профессий или схожего образа жизни.
Другой пример - аферист Степан. Если разобрать досконально список его друзей, среди них наверняка найдутся нечистые на руку подобные граждане. Поэтому система довольно проста - анализируя определённые группы людей, даже не обладая специализированными технологиями и дополнительным отделом анализа, можно с лёгкостью просчитать риски невозвращения денежных средств.
Внедрение данной системы в работу было произведено ещё в 1990 году. Успешно использовали такой принцип работы сотрудники банка Соединённых Штатов Америки MBNA.
В систему работы данного банка была заложена программа по реализации кредитных карт через ассоциации и клубов по интересам. Что касается российского рынка, по такой системе успешно работает банк Тинькофф. Для реализации такого процесса здесь организована специализированная программа под названием - «Приведи друга». По этой системе человек, являющийся клиентом банка, приводит подобных людей в банк - своих знакомых.
Что касается начала использования данной идеи на территории России, многие банки уже давно пользуются открытыми данными из социальных сетей для оценки скоринга - оценки надёжности того или иного потенциального потребителя.
Но как бы не надеялись банки на данную информацию, достоверно рассказать о деятельности того или иного человека данный процесс не сможет. Качественность таковых данных зависит от достоверности предоставляемой информации самим человеком. Поэтому банковские структуры не могут на 100 процентов полагаться на подобную модель оценки, так как риск допустить ошибку очень велик. Ни для кого не секрет, что в современных социальных сетях у того или иного человека в друзьях могут оказаться сто процентов различных граждан, с которыми в жизни он не общается с совершенно, или общается только с ограниченной их частью.
Запатентованная система оценки качественности заёмщика от Facebook учла данный фактор и разработана таким образом, чтобы упорядочить данные о том или ином человеке. Для этого система будет брать в расчёт частоту и качество общения между потенциальным банковским клиентам и его друзьями из списка социальной сети.
Первоначальным этапом идёт выявление самой большой активности между людьми данного круга. Потом скорее всего определяется группа, состоящая из 10-20 человек, наиболее активных, скорее всего тех, с которыми заёмщик больше всего общается в жизни.
Далее, в зависимости от законодательства той или иной страны, социальная сеть facebook осуществляет запрос в базу кредитных историй и узнаёт рейтинг друзей потенциального кредитополучателя. На основе полученной информации можно выявить кредитный скоринговый балл самого потенциального клиента.
Как полагают специалисты крупных банковских структур России, воплощение данного проекта в жизнь позволит поднять кредитование на новый уровень. Особенно актуально это будет в случае оказания банковских услуг тем заёмщикам, у которых нет никакой кредитной истории. Несомненно, спектр применения данных, полученных посредством новой системы, будет увеличиваться день ото дня. Особенно такая информация пригодится маркетологам. Допустим через месяц Иванов собирается в отпуск на Кипр, о чём и сообщает в посте социальной сети Facebook. Такая информация для банка — это возможность предложить Иванову своевременное оформление страховки и карты для туристов.
В настоящее время неизвестно, когда такая система получит широкое распространение на территории России. Пока данный продукт успешно используется во всех англоязычных странах и особенно в США. Законодательство данных уголков мира относятся к проверке подобных данных потенциального клиента довольный либерально. Что нельзя сказать о Российской Федерации и континентальной Европе — здесь, в настоящее время, данные подобного характера можно получить только с личного согласия потенциального заёмщика.
Что касается волнения самих российских потребителей и переживаний о том, как банк будет расценивать их платёжеспособность по друзьям из социальных сетей? Однозначного ответа пока нет, но в настоящее время можно сказать наверняка, что даже получая какую-либо информацию через систему facebook банк не будет учитывать её за основополагающую при принятии решения о выдаче того или иного кредитного продукта. Даже если у вас в списках соц. сети есть знакомые или друзья, являющиеся злостными неплательщиками кредитов - это абсолютно не значит, что ваш кредитный рейтинг коим образом пострадает и вам не выдадут кредит.