Что можно говорить клиентам банков, что нельзя, а что необходимо рассказать будет определено во 2-м квартале 2019 года. Например, если банковский продукт не является вкладом, то сотрудники не смогут говорить потребителям о том, что такой продукт застрахован государством, в дополнение к этому перед предоставлением каких-либо услуг, в обязательном порядке, должно быть полное информирование обо всех возможных рисках потери денежных средств потребителя.
Такие правила, в первую очередь, направлены на безопасное взаимодействие граждан России, при оформлении банковских продуктов, которые имеют инвестиционную составляющую. Несмотря на то, что Центральный Банк Российской Федерации с готовностью поддерживает разработку сценария общения банков и конечного потребителя результативность таких новаций напрямую будет зависеть от того насколько серьёзно финансовая структура относятся к своему рейтингу.
Василий Заблоцкий, президент СРО НФА (Национальной Финансовой Ассоциаций) в своём интервью «Известиям», рассказал о том, что чёткие нормативы предоставления информации будут разработаны уже во 2-м квартале 2019 года и будут относиться к категории реализации банковскими структурами различных финансовых продуктов. В первую очередь это относится к таким предложениям как: ИИС (индивидуальные инвестиционные счета), брокерские счета, ценные бумаги, доверительное управление и ПИФы. В категории данных услуг будут разработаны специальные сценарии - скрипты взаимодействия «банк-клиент».
Мисселинг — это обозначение процесса, в результате которого под видом одних услуг или товаров реализует совершенно другой продукт. По словам Заблоцкого, новые нормативы взаимодействия станут серьёзным подспорьем в ликвидации подобных процессов. К примеру, банковские агенты реализуют ИСЖ (инвестиционное страхование жизни) с такой подачей, что конечный клиент предполагает, что оформляет вклад.
ЦБРФ заинтересован в ликвидации таковых процессов, поскольку сотрудники банковских учреждений не раскрывают все риски, связанные с ИСЖ либо в своих интересах, предоставляют информацию в неполном объёме ради комиссионной прибыли с каждого клиента. Банковский агенты, получая большие премии за выполненную работу не гнушаются навязывать под видом размещения вклада:
Естественно, ради наживы все возможные риски для клиента умалчиваются целенаправленно, а также не объясняется, что вклад — это более надёжный источник инвестиций, поскольку является застрахованным государством, а вложения средств в вышеперечисленные программы может обернуться серьёзной потерей финансов со стороны клиента.
Конечно же, стоит упомянуть и добровольное страхование, когда при получении кредитных средств, практически в каждом банке, сотрудники нетривиально дают намёк на то, что без такой страховки кредита не видать.
Разработка соответствующих скриптов и нормативов будет производиться в СРО, но такие правила не станут непреложным стандартом обязательным к исполнению, а будут носить рекомендационный характер для обеспечения безопасности и соблюдения интересов прав потребителей, говорит Эльман Мехтиев президент саморегулируемой организацией «НАПКА». В дальнейшем, от каждого конкретного банка будет зависеть насколько дорого своя репутации и доброе имя структуры, чтобы следовать или не следовать таким рекомендациям.